Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

стр 1  стр 2  стр 3 

 

Почему Лолита на самом деле не соблазняла Гумберта Гумберта?

Набоков писал роман «Лолита» (1953) на протяжении восьми лет. Это произведение давалось ему тяжело, хотя к теме запретной любви писатель уже подбирался в своих предыдущих работах. Например, в «Приглашении на казнь» (1935–1936) появляется Эммочка, двенадцатилетняя дочь директора тюрьмы, которая заигрывает с осужденным, а в «Камере обскуре» (1933) главный герой влюбляется в шестнадцатилетнюю девушку.

Однако именно «Лолита» вызвала широкий резонанс в литературной среде. Это и неудивительно: главный герой – зло во плоти, и он пытается заставить читателя сопереживать ему.

Само произведение построено так, что у читателя возникает вопрос: а может, главный герой не так и плох, может, именно героиня все-таки соблазнила его? Попробуем разобраться в хитросплетениях сюжета.

Образ рассказчика

Лолиту мы видим исключительно глазами Гумберта Гумберта, что сразу вызывает подозрение в правдивости описываемых событий. Так и есть: Набоков здесь использует особый прием, который срабатывает, как капкан, когда читатель начинает верить в слова героя. Речь идет о «ненадежном рассказчике», то есть о таком персонаже, который сознательно манипулирует восприятием читателя, не рассказывая ему всей правды.

Что мы знаем о Гумберте? В детстве он был влюблен в девочку двенадцати лет, они были сверстниками, но возлюбленная умерла. С тех пор он стал одержим маленькими девочками.

Почему Лолита на самом деле не соблазняла Гумберта Гумберта?
 
 

Но этого мало. С женой он в итоге разводится и начинает снимать комнату у вдовы, у которой дочь 12 лет, похожая на «нимфетку». Гумберту приходится жениться на вдове, чтобы быть рядом с любимой Лолитой. В итоге вдова умирает, и счастливый Гумберт путешествует с Лолитой по Америке.

Истинное лицо Гумберта Гумберта

На протяжении всего повествования Гумберт говорит о невинности своих побуждений, о красоте и поэтичности своего чувства, словно оправдывая тем самым свои действия. Но все это – лишь его слова. Иногда рассказчик все-таки дает нам возможность увидеть его истинное лицо.

Так, например, в одном эпизоде он сравнивает себя с Данте, а Лолиту – с Беатриче. Образ вроде бы красивый, но не будем забывать, что Данте был практически сверстником Беатриче, а Гумберт в 3 раза старше Лолиты. Причем Данте питал лишь платонические чувства к своей возлюбленной.

Кроме того, в другой сцене говорится про некий «нервный тик», который есть у Гумберта и который высмеивает Лолита. Но в своих описаниях Гумберт – непревзойденный красавец, к чьим ногам падают женщины. Мол, Лолита тоже не могла устоять перед его чарами. И это тоже очень важная деталь, которая вызывает сомнение в честности Гумберта перед читателем.

Также в послесловии 1956 г. Набоков перечисляет ряд сцен, которые являются ключами для понимания истинного положения вещей.

Почему Лолита на самом деле не соблазняла Гумберта Гумберта?
 
 

Автор сообщает, что реальная девочка любит мороженое, джаз, комедии «с песенками» и киножурнальчики. Кроме того, после развращения она начинает себя плохо вести, становится хмурой и раздражительной. Еще автор сообщает, что она постоянно проигрывает в теннис. Почему? Не потому ли, что сломлена? По существу, Гумберт лишает ее базового чувства безопасности, надежд на будущее и нормальной социализации в среде сверстников.

К тому же они не могут быть друг другу интересны. Он – рафинированный ученый, мечтатель и извращенец. Она – школьница, которая любит простые вещи. Гумберту приходится покупать ее расположение, и он искренне не видит унизительности своего положения. Да и того, что происходит с Лолитой, тоже не видит: ему кажется, что это прихоти маленького дьяволенка.

Конечно, Лолита хочет сбежать от «папочки». И ей это удается. Она бежит с Клэром Куильти (драматургом, чью пьесу она должна была играть в театральном кружке), который тоже значительно старше ее. Этот побег ничем хорошим не заканчивается: новый знакомый склоняет ее к аморальным вещам, она отказывается, и Куильти вышвыривает ее. В конце романа мы встречаем Лолиту в семнадцатилетнем возрасте. Она беременна, замужем и абсолютно без денег.

Почему Лолита на самом деле не соблазняла Гумберта Гумберта?
 

Набоков написал сложный, многоуровневый роман, в котором зашифровал свою авторскую позицию. Он показал нам извращенное мышление преступника-эстета, для которого собственные фантазии важнее жизни другого человека. А чтобы понять замысел писателя, нужно суметь разглядеть те намеки, которые он оставляет по ходу повествования.

А вы читали «Лолиту» (может, смотрели экранизации)? Кто, по-вашему, настоящая жертва истории?

 

 

стр 1  стр 2   стр 3

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz